Управление работой организаций любой формы собственности во многом сводится к предотвращению причин, препятствующих выполнению ими своих функций. К таким причинам всегда относились стихийные бедствия, пожары и хищение материальных ценностей.
В то же время сегодня в связи с развитием конкуренции распространение получили и такие явления, как несанкционированный доступ к информации, прослушивание помещений и линий связи, хищение электронных носителей информации, вредительство и терроризм. Так, по данным Управления вневедомственной охраны при ГУВД Москвы, с начала 1996 г. на охраняемые объекты было предпринято около 1250 преступных посягательств. За этот же период предотвращено 80 возгораний и затоплений.
При всем многообразии структур и форм собственности организаций и различии задач, решаемых ими в процессе своей деятельности, можно выделить некоторые общие черты, позволяющие рассматривать их как некий обобщенный объект защиты. Функции обеспечения безопасности организации, понимаемой как защита от названных выше явлений, выполняет система защиты объекта.
Под объектом защиты будем понимать следующее:
Под угрозой понимают потенциальную возможность нарушения безопасности объекта. Оценка возможных угроз безопасности объекта защиты обычно проводится по следующим направлениям:
Все множество угроз по природе возникновения можно разделить на два класса: объективные (естественные), характеризующиеся воздействием на объект защиты физических процессов или стихийных природных явлений, не зависящих от человека, и субъективные, связанные с деятельностью человека. Среди последних можно выделить:
Наиболее распространенными естественными угрозами являются пожары, стихийные бедствия и аварии. Из субъективных угроз в настоящее время наибольшее распространение получили:
Умышленные угрозы могут осуществляться путем несанкционированного проникновения либо прорыва злоумышленников на объект, внедрения их в число работников организации или вербовки ее сотрудников, дистанционного воздействия на информацию либо ее съема.
При оценке угроз с целью определения приоритетных направлений защиты конкретного объекта следует исходить из следующей информации:
Концепция защиты объекта, создаваемая в результате оценки угроз службой безопасности объекта и утверждаемая руководителем организации, носит конфиденциальный характер и должна содержать следующие разделы:
Средства защиты объекта по функциональному назначению можно разделить на средства обнаружения и средства отражения угрозы.
К средствам обнаружения угрозы относятся следующие технические средства и организационно-технические мероприятия, позволяющие обнаружить и зафиксировать факт наличия на объекте злоумышленника или разрушающего воздействия на объект:
К средствам отражения угрозы относятся следующие технические средства и мероприятия, позволяющие воспрепятствовать реализации угрозы путем сдерживания носителя угрозы или устраняющие ее источник:
Очевидно, что перечисленные выше средства и системы защиты объекта должны эффективно взаимодействовать друг с другом.
В составе любого объекта защиты можно выделить некоторые ограниченные замкнутые пространства или совокупность тесно связанных между собой по определенному признаку (единый пропускной режим, место расположения, технология рабочих процессов, перечень сотрудников и т. д.) объектов в составе общего объекта -- так называемые зоны безопасности. Зоны безопасности могут располагаться одна внутри другой, и по отношению к ним должны обеспечиваться следующие требования:
При этом защита зоны должна обеспечиваться круглосуточно независимо от необходимости проведения регламентных и ремонтных работ над используемыми средствами защиты, а сами эти средства следует выбирать из соображений достижения оптимального соотношения эффективность/стоимость.
Обеспечение эффективной защиты объекта возможно только при организации взаимодействия средств защиты в пределах как зоны безопасности, так и объекта в целом. Наилучшие результаты дает организация единой интегрированной системы безопасности, которая должна обеспечивать на логическом, программном и аппаратном уровне совместную работу следующих систем (подсистем):
Применение интегрированных систем безопасности по сравнению с простой совокупностью отдельных систем и средств защиты обеспечивает следующие преимущества:
Учитывая недостатки представленных на российском рынке СКД, очень важно не ошибиться в выборе фирмы -- системного интегратора, которая смогла бы максимально учесть пожелания заказчика и свести к минимуму затраты на установку и эксплуатационное обслуживание поставленного оборудования.
Можно выделить следующие критерии выбора фирмы--интегратора СКД:
1) опыт работы в области безопасности, определяемый наличием у фирмы-интегратора лицензии на проведение работ в области обеспечения безопасности, количеством государственных/коммерческих объектов (в том числе объектов того же уровня, что и объект заказчика), на которых фирмой установлены СКД, числом специалистов, прошедших обучение на фирмах, оборудование которых предлагает фирма-интегратор, а также знакомством специалистов с нормативной документацией, регламентирующей проведение работ по обеспечению безопасности объекта заказчика;
2) технический уровень поставляемого оборудования и услуг, обусловливаемый наличием сертификатов на поставляемое оборудование и полного комплекта эксплуатационной документации на русском языке, наличием резерва расширения и возможности модернизации поставляемой СКД, предоставлением гарантии на все поставляемое оборудование, осуществлением послегарантийного ремонта и/или поставки запчастей, а также возможностью организации обучения персонала заказчика с выдачей соответствующих документов по окончании обучения;
3) научно-организационный уровень, определяемый наличием у фирмы--интегратора собственной концепции разработки интегрированной системы безопасности для объектов любой категории сложности и формы собственности, поставкой фирмой-интегратором СКД собственной разработки либо наличием документов, удостоверяющих ее право поставлять и обслуживать СКД другого производителя, наличием штата специалистов, необходимого для проведения всего комплекса работ по созданию СКД, и возможностью при необходимости привлекать к выполнению работ фирмы и организации, имеющие соответствующие лицензии и опыт в данной области;
4) стоимость и сроки проведения работ, при этом необходимо иметь информацию о том, придерживается ли фирма-интегратор оговоренных в договоре и обоснованных в техническом задании сроков выполнения работ на всех этапах создания СКД и являются ли установленные ею цены на поставляемое оборудование и оказываемые услуги обоснованными и конкурентоспособными.
5) репутация фирмы-интегратора, обусловливаемая ее участием в крупных государственных и коммерческих проектах в области безопасности, многолетним участием в выставках, наличием публикаций в солидных изданиях, а также рекомендаций дружественных и известных заказчику фирм, пользовавшихся ее услугами;
6) степень взаимодействия фирмы-интегратора с государственными структурами, например ее участие в разработке нормативных документов, регламентирующих разработку и использование СКД, и возможность взаимодействия с Гостехкомиссией РФ, МВД РФ и ФАПСИ при выполнении работ в части, относящейся к компетенции этих организаций.
По материалам журнала "Банковские технологии"